Постиндустриализм – принципиально не информационное общество
Большинство по привычке считает, что существует лишь один вид человеческих организаций, основанный на том, что люди согласуют свою активность на базе информационного обмена (коммуникаций). Т.е., чтобы скоординировать свою деятельность, субъект А и субъект В должны обменяться друг с другом информационными посылками. Такой обмен основан на принятии некоторой совокупности стандартизированных правил коммуникаций: общего языка, общего стандарта передачи сигналов и т.д.Однако в конце 60-х гг. XX в. В.А. Лефевром были созданы математические модели человеческих организаций, в которых согласование активностей между участниками этих организаций может происходить без информационного обмена. Если субъекты А и В обладают одинаковыми матрицами ценностей и имеют доступ к единому информационному пространству, то при изменении информационной картины мира оба будут реагировать на это изменение синхронно и одинаково по направленности и характеру активности. Так появились агенты влияния, например. Таким образом, по крайней мере уже 40 лет известны и активно используются научно-технологические знания о существовании человеческих организаций, не основанных на информационном обмене.Постиндустриализм – принципиально не информационное общество.
Однако в середине 1990-х гг. появился следующий класс моделей человеческих организаций, известный сегодня как психоинжиниринг. Психоинжиниринг основывается на концепции многослойности сознания человека. Это его особенность, отличающая психоинжиниринг от всех других научных концепций и теорий, описывающих индивидуальное или коллективное поведение.В психоинжиниринге каждый слой сознания находит свое выражение в совершенно специфической системе интерпретаций данных органов чувств и образов реального мира. В этом смысле каждый слой можно условно представить как особую квазиличность, обладающую специфической картиной видения мира. Человек может как бы "переключаться" с одного слоя сознания на другой, становясь тем самым на время то одной квазиличностью, то другой, всякий раз изменяя используемые им системы интерпретации. В свою очередь, каждая из систем интерпретации находит свое выражение в формировании своей, особой матрицы ценностей. В этом смысле матрицы ценностей становятся производными от систем интерпретации.
По самой своей логике психоинжиниринг является продолжением рефлексивных моделей Лефевра и позволяет создавать более сложные модели человеческих организаций, в которых отсутствует информационный обмен. Но не только. На основе психоинжиниринга можно создавать и управлять организациями, функционирующими на так называемом безинформационном обмене, т.е. исключающем как собственно информационный обмен между участниками организации, так и общность у них матриц ценностей. Наиболее ярким примером, иллюстрирующим существо безинформационного обмена, является "Принстонский эксперимент".
Полученные Нельсоном измерительные данные неопровержимо доказывают два ключевых теоретических положения психоинжиниринга:
- в коллективном сознании существует безинформационный обмен, который сам по себе является физическим процессом и может быть измерен посредством физических же инструментов;
До открытия Лефевра наука знала лишь об одном типе человеческих организаций – основанных на информационном обмене между участвующими в них людьми. Ученые создавали различного рода модели этого типа организаций, практики использовали их для решения значимых задач. Сегодня же известно о существовании еще двух типов организаций: основанных на единстве или сходстве матриц ценностей и на безинформационном обмене. И тот и другой тип организаций не основан на информационном обмене и в этом смысле может быть классифицирован как безинформационный тип человеческих организаций.
- между коллективным и индивидуальными сознаниями (террористов) также существует безинформационный обмен – иначе как же могли возникнуть обнаруженные возмущения еще до того, как, собственно говоря, произо-шла террористическая атака?
Коментарі
Дописати коментар